Григорій Сковорода - байки

ДВЂ КУРИЦЫ

Случилось Дикой КурицЂ залетЂть к Домашней.
 — Как ты, сестрица, в лЂсах живешь? — спросила Домовая.
 — Так слово в слово, как и протчіи птицы лЂсныи, — отвЂчала Дикая. — Тот же бог и мене питает, который диких кормит голубов стадо...
 — Так они же и лЂтать могут хорошо, — промолвила хазяйка.
 — Ето правда, — сказала Дикая, — и я по тому ж воздуху лЂтаю и довольна крильями, от бога мнЂ данными...
 — Вот егому-то я, сестрица, не могу вЂрить, — говорила ДомосЂдка, — для того что я всилу могу перелетЂть вон к етому сараю.
 — Не спорю, — говорит Дичина, — да притом же то извольте, голубушка моя, разсуждать, что вы с маленьких лЂт, как только родились, изволите по двору навозы разгребать, а я мое лЂтанье ежеденным опытом твердить принужденна.
Сила. Многіи, что сами здЂлать не в силах, в том протчіим вЂрить не могут. Безчисленныи нЂгою отучены пЂшешествовать. Сіе дает знать, что как практіка без сродности есть бездЂлная, так сродность трудолюбіем утверждается. Что ползы знать, каким образом дЂлается дЂло, если ты к тому не пріобык? Узнать не трудно, а трудно привыкнуть. Наука и привычка есть то же. Она не в знаніи живет, но в дЂланіи. ВЂдЂніе без дЂла есть мученьем, а дЂло — без природы. Вот чем разнится scientia et doctrina (знаніе и наука).


ВЂТЕР И ФІЛОСОФ

 — О, чтобы тебе чорт взял, проклятой..!
 — За что ты мене браниш, господин Філософ, — спросил ВЂтер.
 — За то, — отвЂтствует Мудрец, — что как только я отворил окно, чтоб выбросать вон чеснокову шелуху, ты как дунул проклятым твоим вихром, так все назад по цЂлому столу и по всей горницЂ разбросал, да еще притом остальную рюмку с вином, опрокинувши, разшиб, не вспоминая тое, что, раздувши из бумажки табак, все блюдо с кушаньем, которое я по трудах прибрался было покушать, совсЂм засорил...
 — Да знаеш ли, — говорит ВЂтер, — кто я таков?
 — Чтоб я тебе не разумЂл? — вскричал Фізік. — Пускай о тебЂ мужички разсуждают. А я послЂ небесных планет тебе моего внятія не удостоеваю. Ты одна пустая тЂнь...
 — А если я, — говорит ВЂтер, — тЂнь, так есть при мнЂ и тЂло. И правда, что я тЂнь, а невидимая во мнЂ божія сила есть точным тЂлом. И как же мнЂ не вЂять, если мене всеобщій наш создатель и невидимое вся содержащее существо движет.
 — Знаю, — сказал Філософ, — что в тебЂ есть существо неповинное потолику, поелику ты ВЂтер...
 — И я знаю, — говорил Дух, — что в тебЂ столько есть разума, сколько в тЂх двух мужичках, с которых один, нагнувшись, поздоровил мене заднею безчестною частью, задравши платье, за то, что я раздувал пшеницу, как он ея чистил, а другій такой же комплемент здЂлал в то время, как я ему не давал вывершить копну сЂна, и ты у них достоин быть головою.
Сила. Кто на погоды или на урожаи сердится, тот против самаго бога, всястроящаго, гордится.


МУРАШКА И СВИНЬЯ

Свинья с Мурашкою спорили, кто из них двоих богатЂе. А Вол был свидЂтелем правости и побочным судьею.
 — А много ли у тебе хлЂбнаго зерна, — спросила с гордою улыбкою Свинья, — прошу объявить, почтенная госпожа?..
 — У мене полніохенька горсть самаго чистаго зерна. Сказала как только Мурашка, вдруг захохотали Свинья и Вол со всей мочи.
 — Так вот же нам будет судьею господин Вол, — говорила Свинья. — Он 20 лЂт с залишком отправлял с великою славою судейскую должность, и можно сказать, что он между всею своею братіею искуснЂйшій юріста и самой острой аріфметик и алгебрік. Его благородіе может наш спор легко рЂшить. Да он же и в латынских дыспутах весьма, кажется, зол.
Вол послЂ сих слов, мудрым звЂрком сказанных, тотчас скинул на щеты и при помощи аріфметическаго умноженія слЂдующее здЂлал опредЂленіе:
 — Понеже бЂдная Мурашка точію одну горсть зерна имЂет, как сама призналася в том добровольно, да и, кромЂ зерна, ничего больше не употребляет, а, напротив того, у госпожи Свиньи имЂется цЂлая кадь, содержащая горстей 300 с третью, того ради по всЂм правам здраваго разсужденія...
 — Не то вы щитали, господин Вол, — перервала его рЂч Мурашка. — НадЂньте очки да расход против приходу скиньте на щеты...
ДЂло зашло в спор и перенесено в вышшей суд.
Сила. Не малое то, что для обыходки довольное, а довольство и богатство есть то же.


ЖАВОРОНКИ

Еще в древніе вЂка, в самое тое время, как у орлов черепахи лЂтать учивались, молодой Жаворонок сидЂл недалече того мЂста, гдЂ одна с помянутых черепах, по сказкЂ мудрого Езопа, лЂтанье свое благополучно на каменЂ окончила с великим шумом и треском. Молодчик, спугавшись, пробрался с трепетом к своему отцу:
 — Батюшка! Конечно, возлЂ тоей горы сЂл орел, о котором ты мнЂ когдась говорил, что она птица всЂх страшнЂе и силнЂе...
 — А почему ты догадуешся, сынок? — спросил старик.
 — Батюшка! Как он садился, я такой быстроты, шуму и грому никогда не видывал.
 — Мой любезнЂйшій сынок! — сказал старик, — твой молоденькій умок... Знай, друг мой, и всегда себЂ сію пЂсеньку пой:
Не то орел, что высоко лЂтает,
Но то, что легко сЂдает...
Сила. Многіи без природы изрядныи дЂла зачинают, но худо кончат. Доброе намЂреніе и конец всякому дЂлу есть печать.

Категория: Українська література | Добавил: --Chrom-- (06.10.2014)
Просмотров: 575 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar